наверх

Игры с карточками

Игры с карточками позволяют взрослым проверить знания ребёнка, и потренировать его на определённых заданиях. Конечно, сначала нужно объяснить, что означает каждый рисунок, дать примеры правильных ответов.
Карточки лежат картинками вниз. Ребёнок выбирает любую, перворачивает её, и мы играем в ту игру, которую он «выбрал».

Образцы заданий к карточкам-символам

1. Предлоги (рис. 33)
Прислушайтесь к речи ребёнка. Всегда ли он правильно употребляет предлоги (на, над, за, под, в, перед, от, к) и согласует с ними существительные?
Чтобы проверить это и закрепить правильные образцы, используйте игру «Что (кто) где?».
Сначала разберитесь, кто где находится на картинке (над грибом, за грибом, на грибе, около гриба, летит от гриба, к грибу). Потом переносите игру на другие предметы: возьмите домик (коробку) и игрушку (животное) и попросите ребёнка поставить игрушку на домик, над, за, под, перед домиком. После этого можно поставить несколько игрушек в разных местах и спросить у ребёнка, где кто находится.

изучение предлогов  на логопедическом занятии

рис.33

!Обратите внимание: ребёнок должен не показывать, а объяснять, кто где находится.

2. Чего сколько (рис. 34)
Многие дети не могут правильно соединить существительное с числительным и говорят, например: «5 яблока, 2 груш» и т. п.
Считать имеет смысл до пяти, так как в русском языке окончания изменяются обычно при сочетании с числами 1, 2 и 5. Считаем всё (всех), что (кто) поддаётся счёту.
Когда ребёнок будет безошибочно соединять существительные с числительными, добавьте прилагательные: 1 красное яблоко, 2 красных яблока, 5 красных яблок и т. д.

логопедический счет обучение по карточкам

рис.34

3. Скажи наоборот (рис. 35)
Далеко не каждый ребёнок легко подберёт «слово наоборот» (так мы называем антонимы). А это нужно прежде всего для сравнения, т. е. развития мышления.

изучение антонимов на занятиях у логопеда

рис.35

Упражнения в образовании антонимов в разных частях речи

Взрослый бросает ребёнку мяч, называя какое-либо слово.
Ребёнок ловит мяч и, придумав слово-антоним, бросает мяч обратно, называя своё «слово наоборот». Существительные: смех — ..., лето — ..., день — ..., добро— ... , и т. п.
Глаголы: пришёл — ..., нырнул — ..., влетел — ... , потерял— ... ,и т. п.
Прилагательные: широкий — ..., маленький — ..., богатый — ... , холодный— ... , и т. п.
Наречия: далеко — ..., высоко — ..., глубоко — ... , весело— ... , и т. п.

4. Общие слова (рис. 36)
Эти слова реже употребляются в нашей речи, но они нужны для мышления, так как позволяют осуществлять операции анализа и синтеза.
Задания могут быть двух видов:

  1. Назови: фрукты..., рыб..., мебель..., птиц...
  2. Назови одним словом: туфли, ботинки, сапоги - это (обувь) молоток, пила, топор — это (инструменты) сосна, берёза, клён - это (деревья)

общие слова в логопедии

рис.36

5. Кто что делает? (рис. 37)
Наличие разнообразных глаголов обогащает нашу речь, помогает различать их многочисленные смысловые оттенки.
Учим подбирать слова-действия: «Что делает яблоко?» (зреет, наливается, созревает, краснеет, опадает, гниёт...); «Что делает волк?» (рыщет, воет, гонится, рычит, загрызает...); «Что делают врач, шофёр?..» (при изучении профессий).

изучение профессий в логопедии

рис.37

6. Цветные предложения
К сожалению, часто дети знают только 3—4 основных цвета и путают или вовсе не знакомы с оттенками, а это обедняет и восприятие, и мышление, и речь.
Ребёнок, закрыв глаза (можно завязать глаза шарфом), выбирает наугад из коробки цветной карандаш и придумывает затем предложение, используя название цвета вытащенного им карандаша.


7. Один - много (рис. 39)
В русском языке есть несколько способов образования форм множественного числа. Дети часто их путают.
Взрослый бросает ребёнку мяч, называя слово, а ребёнок ловит и бросает обратно, называя это слово во множественном числе: стол — столы, стул — стулья, пень — пни, дом — дома.

один-много

рис.39

8. Большой — маленький (рис. 40)
Часто дети путают и уменьшительно-ласкательные суффиксы, образуя формы, отсутствующие в языке. Эти детские слова милы «от 2 до 5», но вряд ли вас обрадует снижение оценок, а это произойдёт, если ребёнок не усвоит к школе способы образования слов.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (чашка — чашечка, ложка — ложечка и т. д.). В темах «Дикие животные» и «Домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка, лошадушка.

большой-маленький

рис.40

9. Слово на заданный звук (рис. 41)

Придумать слово на заданный звук не так просто, как нам кажется. Это целый ряд мыслительных операций, необходимых в дальнейшем при обучении письменной речи.
Придумывание слов на заданный звук: сначала — любых слов на какой-либо звук, а потом — по изучаемой лексической теме, например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас...).

слово на заданный звук

рис.41

10. Исправь ошибку (рис. 42)
Упражнения по определению взаимоотношений действующих лиц. Обращается внимание на окончания и предлоги, которые оформляют смысл высказывания. Примеры предложений: «Груша ест мальчика», «Пол стоит на диване», «Окно смотрит в мальчика» и т. п. Ребёнок должен понять, что хотели сказать, и исправить ошибку, пользуясь только словами из предложения. Можно менять их место, окончания, но не сами слова.

исправь ошибку

рис.42

11. Третий лишний (рис. 43)
Назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Ребёнок не только должен сказать, что лишнее, но и обязательно объяснить почему. Ваша задача - понять, верно ли ребёнок выделил лишнее. Часто дети выделяют лишнее по внешнему, незначительному признаку (например, «эти мне нравятся, а этот — нет; эти — красивые, а этот — нет; это у меня есть, а этого — нет» и т. п.).

логопедическая игра- третий лишний

В таких случаях наводящими вопросами подтолкните ребёнка к пониманию сути — признаков, по которым нужно объединять. Например:
автобус - остановка - троллейбус;
сосна — ёлка — шишка;
ваза — роза — нарцисс;
карандаш - бумага - фломастер;
суп — тарелка — ложка;
мама — соседка — папа;
яблоко - яйцо - груша.

12. Придумай словечко
Придумать слова, относящиеся ко времени года (зима — снег, мороз, лёд, стужа, метель, изморозь...; осень — листопад, лужи, грязь, урожай, линька, заготовки... и т.д.).
Затем с этими словами можно придумывать предложения.

 


Популярные новости

загрузка...