наверх

 

СЕМЬ СИМЕОНОВ


Жил-был старик со старухой. Пришел час: мужик помер. Остались у  него семь сыновейблизнецов, что по прозванию семь Симеонов. Вот они растут да растут, все один в одного и лицом и статью, и каждое утро выходят пахать землю все семеро.
Случилось так, что тою стороной ехал царь: видит с дороги, что далеко
в поле пашут землю как на барщине - так много народу! -  а  ему  ведомо, что в той стороне нет барской земли.
Вот посылает царь своего конюшего [10] узнать, что за люди такие  па-
шут, какого роду и звания, барские или царские, дворовые ли  какие,  или наемные?
Приходит к ним конюший, спрашивает:
- Что вы за люди такие есть, какого роду звания?
Отвечают ему:
- А мы такие люди, мать родила нас семь Симеонов, а  пашем  мы  землю отцову и дедину.
Воротился конюший и рассказал царю все, как слышал. Удивляется царь.
- Такого чуда не слыхивал я! - говорит он и тут же  посылает  сказать
семи Симеонам, что он ждет их к себе в терем на услуги и посылки.
Собрались все семеро и приходят в царские палаты, становятся в ряд.
- Ну, - говорит царь, - отвечайте: к какому мастерству кто  способен,
какое ремесло знаете?
Выходит старший.
- Я, - говорит, - могу сковать железный столб саженей [11] в двадцать
вышиною.
- А я, - говорит второй, - могу установить его в землю.
- А я, - говорит третий, - могу взлезть на него  и  осмотреть  кругом
далеко-далеко все, что по белому свету творится.
- А я, - говорит четвертый, - могу срубить корабль, что ходит по  мо-
рю, как по суху.
- А я, - говорит пятый, - могу торговать разными  товарами  по  чужим
землям.
- А я, - говорит шестой, - могу с кораблем, людьми и товарами нырнуть
в море, плавать под водою и вынырнуть где надо.
- А я - вор, - говорит седьмой, - могу добыть,  что  приглядится  иль
полюбится.
- Такого ремесла я не терплю в своем царстве-государстве,  -  ответил
сердито царь последнему, седьмому Симеону, - и даю тебе  три  дни  сроку
выбираться из моей земли куда тебе любо; а всем другим шестерым Симеонам приказываю остаться здесь.
Пригорюнился седьмой Симеон: не знает, как ему быть и что делать.
А царю была по сердцу красавица царевна, что живет за горами, за  морями. Вот бояре, воеводы царские и вспомнили, что седьмой  Симеон,  мол, пригодится и, может быть, сумеет привезти чудную царевну,  и  стали  они просить царя оставить Симеона. Подумал царь и позволил ему остаться. Вот на другой день царь собрал бояр своих и воевод и весь народ, приказывает семи Симеонам показать свое уменье.
Старший Симеон, недолго мешкая, сковал железный столб в двадцать  сажен вышиною. Царь приказывает своим людям уставить железный столб в землю, но как ни бился народ, не мог его установить.  Тогда  приказал  царь второму Симеону установить железный столб в землю. Симеон второй, недолго думая, поднял и упер столб в землю.
Затем Симеон третий взлез на этот столб, сел на маковку и  стал  гля-
деть кругом далече, как и что творится по белу свету; и видит синие  моря, на них, как пятна, реют корабли, видит села, города, народа тьму, но не примечает той чудной царевны, что полюбилась царю. И стал  пуще  глядеть во все виды и вдруг заприметил: у окна в далеком тереме сидит  красавица царевна, румяна, белолица и тонкокожа: видно, как мозги переливаются по косточкам.
- Видишь? - кричит ему царь.
- Вижу.
- Слезай же поскорее вниз и доставай царевну, как  там  знаешь,  чтоб
была мне во что бы ни стало!
Собрались все семеро Симеонов, срубили корабль, нагрузили его  всяким товаром, и все вместе поплыли морем доставать царевну по-за сизыми горами, по-за синими морями.
Едут, едут между небом и землей,  пристают  к  неведомому  острову  у пристани.

А Симеон меньшой взял с собою в путь сибирского кота ученого, что может по цепи ходить, вещи подавать, разны немецки штучки выкидывать.
И вышел меньшой Симеон с своим котом с сибирским, идет по острову,  а братьев просит не сходить на землю, пока он сам не придет назад.
Идет по острову, приходит в город и на площади пред царевниным  теремом забавляется с котом ученым и сибирским: приказывает ему  вещи  подавать, через плетку скакать, немецкие штуки выкидывать. На ту пору царевна сидела у окна и завидела неведомого зверя, какого у них нет и не  водилось отродясь. Тотчас же посылает  прислужницу  свою  узнать,  что  за зверь такой и продажный али нет. Слушает Симеон красную молодку,  царевнину прислужницу, и говорит:
- Зверь мой - кот сибирский, а продавать -  не  продаю  ни  за  какие
деньги, а коли крепко кому он полюбится, тому подарить - подарю.
Так и рассказала прислужница своей царевне, а царевна снова подсылает свою молодку к Симеону-вору.
- Крепко, мол, зверь твой полюбился?
Пошел Симеон во терем царевнин и принес ей в дар кота своего  сибирского; просит только за это пожить в ее тереме три дни и отведать царского хлебасоли, да еще прибавил:
- Научить тебя, прекрасная царевна, как играться и забавляться с  не-
ведомым зверем, с сибирским котом?
Царевна позволила, и Симеон остался ночевать в царском тереме.
Пошла весть по палатам, что у царевны завелся дивный неведомый зверь; собирались все: и царь, и царица, и царевичи, и царевны, и бояре, и воеводы, - все глядят, любуются не налюбуются на  веселого  зверя,  ученого кота. Все желают достать и себе такого и просят царевну; но  царевна  не слушает никого, не дарит никому своего сибирского кота,  гладит  его  по шерсти шелковой, забавляется с ним день и ночь,  а  Симеона  приказывает поить и угощать вволю, чтоб ему было хорошо.
Благодарит Симеон за хлеб-соль, за угощенье и за ласки  и  на  третий
день просит царевну пожаловать к нему  на  корабль,  поглядеть  на  устройство его и на разных зверей, что привез он с собою.
Царевна спросилась  у  батюшки-царя  и  вечерком  с  прислужницами  и няньками пошла смотреть корабль Симеона и зверей его, виданных  и  невиданных, ведомых и неведомых.
Приходит, у берега поджидает ее Симеон меньшой и  просит  царевну  не прогневаться и оставить на земле нянек и прислужниц, а самое  пожаловать на корабль:
- Там много зверей разных и красивых; какой  тебе  полюбится,  тот  и
твой! А всех одарить, кому что полюбится, - и нянек, и прислужниц  -  не можем. Царевна согласна и приказывает нянькам да прислужницам  подождать ее на берегу, а сама идет за Симеоном на корабль  глядеть  дива  дивные, зверей чудных.
Как взошла - корабль и отплыл, и пошел гулять по синему морю.
Царь ждет не дождется царевны. Приходят няньки и прислужницы, плачутся, рассказывая свое горе. И распалился гневом царь, приказывает  сейчас же устроить погоню.
Снарядили корабль, и погнался царский корабль за царевной. Чуть мреет далече - плывет корабль Симеонов и не ведает, что за ним царская  погоня летит - не плывет! Вот уж близко!
Как увидали семь Симеонов, что погоня уж близко - вот-вот догонит!  -
нырнули и с царевной и с кораблем. Долго плыли под водой и поднялись наверх тогда, как близко стало до родной земли. А царская  погоня  плавала три дня, три ночи; ничего не нашла, с тем и возвратилась.
Приезжают семь Симеонов с прекрасной царевной домой, глядь - на берегу высыпало народу, что гороху, премногое множество! Сам царь  поджидает
у пристани и встречает гостей заморских, семерых Симеонов  с  прекрасной царевной, с радостью великою. Как сошли они на берег, народ стал кричать и шуметь, а царь поцеловал царевну во уста сахарные, повел во палаты белокаменные, посадил за столы дубовые, скатерти браные,  угостил  всякими напитками медовыми и наедками сахарными и вскорости отпраздновал свадьбу
с душою-царевной - и было веселье и большой пир, что  на  весь  крещеный мир! А семи Симеонам дал волю по всему царству-государству жить да поживать привольно, торговать беспошлинно, владеть землей  жалованной  безобидно; всякими ласками обласкал и домой отпустил с казной на разживу.
Была и у меня клячонка - восковые плечонки, плеточка гороховая. Вижу:
горит у мужика овин [12]; клячонку я поставил, пошел овин заливать.  Покуда овин заливал, клячонка растаяла, плеточку вороны расклевали. Торговал кирпичом, остался ни при чем; был у меня шлык, под воротню шмыг,  да колешко сшиб, и теперь больно. Тем и сказке конец!

[10]- Конюший - придворный, ведавший царскими конюшнями, экипажами.

[11]- Сажень - древнерусская мера длины, расстояние размаха рук от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой.

[12]- Овин - строение, приспособленное для огневой сушки хлебов в снопах перед молотьбой.

Наверх

Популярные новости

загрузка...